Это только со стороны может показаться, что люди едут «тусить»

06 Сентября 2022
Это только со стороны  может показаться,  что люди едут «тусить»
Евгения Суфиянова, сооснователь и генеральный продюсер Gastreet International Restaurant Show

Без преувеличения, GASTREET Interernational Restaurant Show — культовое мероприятие для российского ресторанного бизнеса, на которое ежегодно приезжают тысячи рестораторов, 
шеф-поваров и других специалистов сферы питания вне дома. 
Уже все привыкли и к целому закрытому для посторонних гости-ничному кластеру в Красной Поляне, и к сотням волонтеров, и к насыщений деловой программе, и к атмосфере этого праздника. 
История успеха GASTREET, у руля которого стоит бессменное трио Левицкий-Суфиянова-Карпенко, хорошо известна и мно-гократно растиражирована российскими и зарубежными СМИ. 

О том, какая работа стоит за этим успехом и какие проблемы принесли последние годы, мы поговорили с сооснователем и генеральным продюсером GASTREET Interernational Restaurant Show - ЕВГЕНИЕЙ СУФИЯНОВОЙ.

Уже дважды (в 2021 и 2022 годах) GASTREET проходил в непростых внешних условиях — пандемия, санкции… 

Как это сказывалось на подготовке мероприятия и экономике проекта?

— В марте 2020 года, за два месяца до GASTREET, мне пришлось распустить всю команду, с которой я работала несколько лет. Пришлось всех уволить, заморозить проект вместе с арендой офиса на неопределенный срок. На следующий год, когда стало понятно, что GASTREET организовывать всё-таки можно, я стала собирать новую команду. На руках с четырехмесячным ребенком я замутила самый долгожданный фестиваль 2021 года. Я не знаю, как у меня не пропало молоко от нервов, потому что каждый день все менялось. 

Поскольку была опасность, что фестиваль мог и не состояться (второй год подряд), все ждали события. Билеты разлетелись как горячие пирожки! Поэтому финансово GASTREET в 2021 году был самым успешным, что стало неожиданным для нас самих. Одних участников было 6000. Четыре дня шел ливень, но все были счастливы, так как наконец увидели друг друга. Получился долгожданный праздник. 

На руках с четырехмесячным ребенком я замутила самый долгожданный фестиваль 2021 года

В феврале 2022 года новый поворот, и мы снова не знаем, что делать: проводить или не проводить? Мы встретились с партнерами и пришли к выводу, что GASTREET твердо стоит на ногах и можно провести фестиваль, даже уйдя в минус. Если наша философия заключается в том, чтобы сфера общественного питания в нашей стране росла и развивалась, то мы не можем оставить без поддержки и общения всех тех, кто сейчас не знает, что делать. Мы посчитали это нашим долгом. 

Мы отказались от концертов в этом году. Не столько из-за денег, сколько из-за ситуации в стране. И после таких трудностей 

с организацией, мы выпустили релиз «Сильный Вечный Бессмертный». После проведения мероприятия в таких условиях, нам уже ничего не страшно. Мы самый сильный ивент в стране, и очень собой гордимся!

На фестивалях GASTREET Interernational Restaurant Show всегда работает очень большая команда. Как удается выстраивать работу и взаимодействие такого количества людей, многие из которых, как мы знаем, работают на волонтерских началах?

— Да, действительно, оргкомитет GASTREET – это команда порядка 300 человек, среди которых 200 – волонтеры, 30 человек – непосредственно команда, а также технари, охрана и т.д.  

Конечно, костяк – это волонтерское движение. Ему мы уделяем особое внимание, поскольку очень важно уже на этапе отбора сделать так, чтобы приехали действительно люди, готовые работать, а не те, кто повелся на «халявный» билет на GASTREET. У нас на одно волонтерское место конкурс в 5 человек! В качестве доказательства серьезности намерений волонтер сам себе покупает авиабилет в Сочи. 

Финансово GASTREET 2021 был самым успешным, что стало неожиданным для нас самих. Одних участников было 6000. Четыре дня шел ливень, но все были счастливы

Мы предоставляем волонтёру проживание, (как правило, они живут по 3-4 человека в апартаментах на уровне 960) и питание. И брендированную одежду, конечно. Ею наши волонтеры особенно гордятся. В этом они и в пир, и в мир, и в добрые люди. Прямо такая вторая кожа, в которой они прошли рабочую неделю этакого трудового лагеря под названием GASTREET. 

Бывают ли у вас сложности с волонтёрами?

— У волонтеров сухой закон. Им нельзя пить вообще. Им нельзя перечить руководству. Независимо от того, кто ты в своей обычной жизни, должен просто исполнять свои обязанности. Если тебе говорят быть грузчиком – ты сейчас грузчик. Если тебе сказали стоять на КПП – стоишь на КПП. Если сказали убирать мусор – убираешь мусор. Ты не перечишь. Если тебя что-то не устраивает, то первый раз – предупреждение, второй – просто вылетаешь с футболкой, которую мы специально делаем для таких случаев. На ней надпись: «Я всё просрал». А если ты нарушил сухой закон, то вылетаешь сразу. Тебя выводят под белые рученьки за территорию. Либо ты покупаешь себе билет, чтобы остаться на GASTREET. Но у нас не больше 5 человек из 200 получают такие футболки. Это очень крутой показатель. 

У волонтеров сухой закон. Им нельзя пить вообще. Им нельзя перечить руководству. 

Отличный показатель. Как получилось его достичь?

— У нас есть неизменный предводитель волонтерского движения – это Татьяна Богданова. 

Она занимается этим уже более пяти лет. Ее цель и задача — максимально отфильтровать (равно «запугать») всех смельчаков, которые едут на GASTREET волонтерами. Она им говорит правду: «Ребята, вы будете спать по 3 часа в сутки, вы будете стоять на холоде, под проливным дождем. Возможно, вы сами совсем не увидите GASTREET, потому что будете стоять внизу на КПП, где нет никакой «движухи». Возможно, вас поставят убирать мусор на фудкорте». На этом этапе уже какая-то часть отсеивается. 

Потом она им придумывает задания «на время». Например, сделать пост у себя в соцсетях в течение часа. Всех, кто не отчитался, удаляет из группы. А с каждым, кто остался, проводит финальное собеседование. Сейчас это прозвучит шокирующе, но, в том числе, смотрит красивые они или нет. 

Да, чёткость и профессионализм волонтёров на GASTREET всегда привлекает внимание.

— Спасибо, все волонтеры у нас просто красавчики. И, пожалуй, самое удивительное, что быть волонтером у нас совсем не «стрёмно», а даже почетно. Даже некоторые спикеры становятся волонтерами. Вот,  например, Лена Попова, Татьяна Савельева, Лёша Павлов (основатель сети «Суши Мастер») тоже были волонтерами. Люди приезжают просто «обнулиться», стереть эти границы, когда ты крутой руководитель, владелец, миллионер и так далее. Тебе говорят, что тебе делать, и ты делаешь. Наверное, поэтому волонтерское движение у нас пользуется таким успехом. Больше 50 % наших волонтеров — это «старички», которые приезжают из года в год. Мы стараемся развивать это движение. 

В этом году делаем для волонтёров социальный портал, в котором будут всякие «плюшки», т.е. преимущества для наших постоянных волонтеров

Какие-то дополнительные «бонусы» предусмотрены для волонтёров GASTREET? 

— В этом году делаем для волонтёров социальный портал, в котором будут всякие «плюшки», т.е. преимущества для наших постоянных волонтеров. Закрытые мастер-классы, закрытые ужины. Все это будет проходить в зуме, с участием великих поваров, бартендеров. И все это — только для тех, кто является членом волонтерского движения GASTREET. 

Мы гордимся, что у нас это есть, потому что, конечно, 30 человек команды, которые работают на постоянной основе, никогда в жизни не вытянут эту махину. Ведь нужно, чтобы одновременно 200 человек находилось на своих постах. Это и встречающие в аэропорту. Это и регистрация круглосуточная. Это и встречающие на площади и рассказывающие, что и где. Это уборка мусора, это дежурство на фудкорте. Это грузчики, в конце концов. Это легендарная группа «Сила». 

У нас есть костяк волонтеров, которых мы называем бригадирами. Они уже 3, 4, 5 лет приезжают работать на GASTREET. У них такой карьерный рост, мы выделяем их, они уже имеют право сами себе набирать команды. 

Еще у нас примерно 200 микрочатиков в мессенджерах, в которых происходит взаимодействие. 

Еще раз скажу большое спасибо моей правой руке, моей соратнице – Татьяне Богдановой, которая имеет очень большой опыт оперативного управления, и которая справляется со всей этой махиной.

За время своего существования GASTREET стал культовым событием. Но при этом многие участники побывали на нем ни один раз и примерно представляют, что ждет их в следующий раз. Нужно ли постоянно обновлять формат и пытаться удивить своих гостей? Какие изменения в организации или программе можно ожидать в ближайшее время?

— Да, действительно, очень много постоянных участников. Внешне кажется, что ты каждого знаешь. Как-то мы посчитали наших участников, возвращая часть стоимости тем, кто когда-либо был на GASTREET. Думали, что у нас около 50% 

постоянных участников, но оказалось, что из 5 человек двое уже были на фестивале раньше. Видимо, участник приезжает, получает некоторое количество впечатлений и инсайтов, и некоторое время он это перерабатывает, а затем уже приезжает вновь через пару-тройку лет. 

Но есть такие ребята, которые приезжают каждый год. Это обычно холдинги. Bellini group (ресторанный холдинг из Красноярска – ред.) приезжает полным составом каждый год, Milimon Family из Самары ежегодно большой командой у нас, Welcome Group из Ижевска, Лидер Групп из Уфу, Супра из Владивостока и многие другие. Стать участником GASTREET для их сотрудников стало своеобразной мотивацией и наградой. 

Мы не ставим себе цель удивлять. Мы же не цирк, чтобы удивлять каждый раз новой программой. GASTREET – это проект
образовательный

Но мы не ставим себе цель удивлять. Мы же не цирк, чтобы удивлять каждый раз новой программой. GASTREET – это проект образовательный. Мы делаем акцент на классной образовательной программе. Нам важно, чтобы она была интересной и разнообразной. А уже вокруг классной образовательной программы спонтанно появляются какие-то карнавалы, концерты, шоу, вечеринки и т.д. То в 2016 мы сделали  похороны салата Цезарь, то хоронили кальяны. Потом это стало уже не смешно. Придумали карнавал рестораторов в прошлом году — получилось очень весело и феерично. 

Что ещё для вас важно в деловой программе фестиваля?

— Важно, чтобы в деловой программе были и новые имена, и, наоборот, «старые» популярные спикеры. А в этом году, например, нужно было, чтобы спикерами выступили прежде всего самые-самые мастодонты ресторанного движения, которые прошли не один кризис и могут рассказать сейчас, как быть, если на дворе снова 1998 год. 

Это только со стороны может показаться, что люди едут к нам «тусить». Но если посмотреть фото из залов, где проходит образовательная программа, то сразу все станет понятно — полные залы слушателей. Иногда люди сидят на полу. И неважно, выступление в 10 утра или в 6 вечера. Значит, люди едут за знаниями, опытом, кейсами. Едут за вдохновением!

Мероприятий для рестораторов и шефов становится всё больше и больше. У каких-то организаторов появляются серьезные финансовые партнеры, инвесторы. 

Вы чувствуете конкуренцию с их стороны?

— Чувствую ли я конкуренцию? (Смеется) А кто-то ещё может назвать себя сильной, вечной, бессмертной? Я думаю, что нет. 

И конкурентов у нас нет. Вы знаете, в 2018 году я училась в Сколково, и мой преподаватель по экономике и маркетингу убеждал меня, что мой конкурент – это каждый, с кем я делю деньги. То есть, все мероприятия нашей индустрии, которых потенциально готовы поддержать мои спонсоры и которые интересны моим участникам – это все мои конкуренты. Я с ним спорила, но не переспорила. Потом он побывал у нас на GASTREET, подошел ко мне после и сказал: «Женя, я впервые говорю эту фразу, но ты действительно, королева и конкурентов у вас нет. Вы вне конкуренции». Есть другие мероприятия, которые считают нас конкурентами. Думаю, скорее, просто от обиды на то, что участие в GASTREET стоит очень дорого. Зайти поставщиком на фестиваль стоит от полумиллиона рублей. А ещё есть застройка. А еще нужно приехать и привезти все необходимое сюда. А это транспортные расходы и так далее. 

Важно, чтобы в деловой программе были и новые имена, и, наоборот, «старые» популярные спикеры

Но я не хочу устраивать ценовые маркетинговые войны, когда один делает стоимость ниже, чем у другого, а потом оба падают. И уже при таких низких ценах бизнес не построить… Наш ивент очень дорогой. Надо купить дорогой билет для участия, 

нужно купить дорогой отель, дорогой билет на самолет. У нас вычищенная аудитория. Поставщики готовы за это платить. Причем, они говорят, что им чем меньше участников, тем лучше. Пусть будет 1000. Зато мы со всеми познакомимся.

У нас всегда будут самые высокие цены. Даже в этом году, после 24 февраля мы умудрились не просто провести GASTREET, но у нас было достаточное количество спонсоров и поставщиков. Мы даже денег заработали, чтобы сохранить команду и содержать офис до следующего фестиваля. 

Я не хочу устраивать ценовые маркетинговые войны, когда один делает стоимость ниже, чем у другого, а потом оба падают

Есть дружественные нам компании, которые сами проводят мероприятия. Например, METRO Cash & Carry. Их мероприятия – это METRO EXPO и MEGUSTRO. Так мы лучшие друзья с ними: они помогают нам, а мы помогаем им. Потому что мы понимаем, что хороших мероприятий должно быть много. Если их больше, то у участников будет формироваться привычка ездить и учиться, а у поставщиков привычка находить клиентов через офлайн на классных мероприятиях.  

Возможно, со временем у нас появятся новые партнеры или инвесторы, но никогда в жизни GASTREET не станет банальной отраслевой конференцией или ещё чем-то нудным из-за того, что у нас появилась в названии какая-нибудь приставка какого-то банка, например. Никогда в жизни мы не поменяем формат, потому что он уникальный и аналогов у него нет. Он успешный. Зачем тогда что-то портить, если все и так «зашибись»? 

Это всегда будет про обучение, про вдохновение, про любовь, про дружбу, про лагерь. Это праздник, которого ждут весь год.

Беседовала Светлана Маркова

Другие статьи
Смотреть все

«Мастера гостеприимства» – конкурс президентской платформы «Россия – страна возможносте...

Существует стереотипное мнение, что ресторан при отеле это прежде всего головная боль для отельера. Мол, нужен он тол...

Настоящая итальянская пицца – какая она? Этот вопрос актуален для тех, кто никогда не был в Италии, не пробовал...

совладелец и генеральный директор главной профессиональной выставки российской сферы гостеприимства ПИР Экспо
специалист отдела продаж  компании ГофроМир
коммерческий директор компании STRADA, руководитель комитета Федерации Рестораторов и Отельеров России по вентиляционным системам
Вверх